24.04.2024
БЕГ ВРЕМЕНИ
Сегодня в Петербурге состоится презентация книги о композиторе Борисе Тищенко и нового альбома с записью его романсов
БЕГ ВРЕМЕНИ

Оба издания посвящены 85-летию со дня рождения композитора-шестидесятника (23.03.1939), выдающегося представителя культурной элиты Северной столицы.

Книга «Бег времени Бориса Тищенко» написана его вдовой — арфисткой, профессором Санкт-Петербургской консерватории Ириной Донской-Тищенко. Она была первым слушателем его сочинений, редактировала партии арфы, ей композитор посвятил большое количество своих произведений. Содержанием тома, выпущенного в свет издательством консерватории, стали и размышления самого Тищенко о жизни, учителях,  музыке, о замыслах своих произведений, и личные воспоминания  спутницы его жизни, и картины определенного исторического периода, и музыковедческие экскурсы.

В альбом под названием «Бег времени» вошел одноименный вокальный цикл Бориса Тищенко на стихи Ахматовой и «Рождественский романс» на стихи Бродского (в котором композитор сумел воспроизвести в музыке  специфическую, хорошо узнаваемую манеру поэта читать стихи). Цикл — один из поздних шедевров Тищенко (2003), изначально написанный для сопрано, скрипки и виолончели, а позже переработанный автором для голоса и камерного оркестра. В 2023-м его ученик Антон Лубченко с одобрения Ирины Донской-Тищенко создал версию для голоса и фортепиано. Ее премьера состоялась в Малом зале Московской консерватории. Запись, которую представят сегодня, была сделана специально к 85-летию мастера и издана петербургским лейблом «Балт-Мьюзик» на CD и в цифровом формате. Исполнители - Юлия Кучина-Патричелли (сопрано) и Антон Лубченко (фортепиано).

Местом презентации выбран музей Иосифа Бродского «Полторы комнаты», что не случайно: поэт входил в круг близких друзей Тищенко, в книге приведены его письма, в том числе еще не публиковавшиеся, а в музыкальном альбоме звучат его стихи.

Борис Тищенко окончил композиторский и фортепианный факультеты Ленинградской консерватории. В аспирантуре учился у Шостаковича, которому впоследствии посвятил Третью и Пятую симфонии. Тяготел к созданию крупномасштабных сочинений драматического накала. Центральные среди них - восемь симфоний, Реквием на стихи Ахматовой, девять концертов для различных солирующих инструментов, хореосимфоническая циклиада «Беатриче» по «Божественной комедии» Данте. Из трех его балетов два - «Ярославна» и «Двенадцать» идут на сцене Мариинского театра.

 

Поделиться:

Наверх